В стихотворении отрицается само существование бога через отрицание смысла жизни, якобы данной им человеку для великой цели. И наряду с этим видны сильные переживания героя. В это время Пушкина поразила ипохондрия, «кризис средних лет», как её сейчас принято называть. Наряду с этим происходит окончательное разочарование в царе и в его приближённых. Поэт понял, в какую жестокую западню он угодил, пойдя на сближение с императором: вместо долгожданной свободы, Пушкина подвергли преследованиям со стороны III Отдела Полиции по указаниям царя. Теперь он должен был (не обязан, но должен) писать восторженные стихи в адрес императора. То есть фактически поэт угодил в рабство к царю.
Всё это привело его к полному разочарованию не только в Николае I, но и в себе, в смысле своей жизни и самое главное - в своём таланте, и в поэзии в целом.
Похожие настроения отражены и в «Анчаре». Поэтический дар представлен в виде древа яда, «которое, будучи пронзено до сердцевины, плачет только ядовитыми слезами». «Яд», которым «пропитан» талант, уничтожает его обладателей; гений приносит искусству в жертву собственную жизнь, он истощает свои силы, создавая шедевры. Поэт представлен в образе послушного раба, принесшего своему хозяину, «царю», «ветвь с увядшими листами». Кто же тогда представлен в образе «непобедимого владыки»? Ради кого Пушкин согласился отправиться к древу яда? Кому Пушкин подарил ветвь этого дерева, кому он посвятил многие свои произведения? Это император Николай I, который обманом завлёк Пушкина на свою сторону, и он в ответ на его обещания посвятил царю множество своих стихотворений, создавая которые, поэт истощал свои силы.
CТРАНИЦЫ
Предыдущая1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1213
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
26
27
29
30
31
32
33
34
Cледующая
На главную страницу...