…Но что такое «ветвь с увядшими листами», которую принёс бедный раб вместе со «смертною смолой»? Ветвь в руках - символ примирения и добра, призыв к миру и милосердию, напоминание о человечности человека. «Увядшие листы» говорят, что эта ветвь - уже не ядовита.
Теперь пора сопоставить «Анчар» с «Пророком».
Перекличка начинается с первых же строк: «В пустыне чахлой и скупой…» - «В пустыне мрачной…». Дальше «духовной жаждою томим…» - «Природа жаждущих степей…».
Томимый «духовной жаждою» герой влачится в мрачной пустыне. Порождённое «природой жаждущих степей» древо яда стоит в чахлой и скупой пустыне.
Подробному описанию в «Пророке» преображения плоти героя, сходного с умерщвлением, соответствует подробное описание смертоносных свойств анчара.
В результате преображения герой «Порока» с трепетом внимает всё мироздание. Результат действия анчара - трепет всей живой плоти, всего мироздания перед источником зла.
«Бога глас» оживляет лежавшего «как труп» героя и даёт ему новую жизнь. «Властный взгляд» царя даёт повеление, обрекающее живого человека стать трупом.
Бог посылает к человеку «шестикрылого серафима» - царь посылает к анчару раба. Серафим вырывает язык героя, извлекает «сердце трепетное» - раб извлекает из анчара отраву.
Герой «Пророка» по велению Бога должен двинуться из пустыни к людям, нести им глагол правды, - «бедный раб» по велению «непобедимого владыки» несёт из пустыни, предназначенную для соседей смертную смолу.
Посылая героя «Пророка» обходить моря и земли, Бог велит ему исполниться его волей; «владыка» рассылает в «чуждые пределы» стрелы, напитанные ядом.
CТРАНИЦЫ
Предыдущая1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1213
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
26
27
29
30
31
32
33
34
Cледующая
На главную страницу...