Отсюда и различие двух миров. Если в «Пророке» основное измерение вертикальное (Бог - серафим - герой), если мир «Пророка» объёмен, сферичен («пророк» - центр Вселенной, а вокруг него всё на своих местах: горнее и дольнее, «гад морских подводный ход» и «горний ангелов полёт» и так далее), то в «Анчаре» всё горизонтально. Имеются только физические вертикали: анчар стоит, «как грозный часовой» в плоской пустыне, по нему вниз стекает ядовитый дождь, вверху туча, но движение тоже горизонтально, как и у «вихря чёрного». Всё расположено на плоскости: древо смерти, «непобедимый владыка» и совершающий путь между ними раб. Иерархической разницы нет: древо и царь сходны по функции - оба сеют смерть. Иерархии нет нигде, это подчёркнуто: «Но человека человек…», зато есть земная субординация, ознаменованная физической вертикалью: «бедный раб» умирает «у ног непобедимого владыки». Это походит на строчки «Пророка»:
…Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань...
В «Пророке» то, что похоже на убийство, приводит к новой жизни и на «восставшего» возлагается послушание. В «Анчаре» опасное поручение приводит к новой смерти, и ценой гибели одного смерть («послушливые стрелы») распространяется дальше.
«Пророк» - это фабула жизни отсюда его открытый финал. Фабула «Анчара» замкнута, это фабула смерти. Объёмный, иерархически устроенный мир «Пророка» спроецирован в «Анчаре» на плоскость, образуя на ней , так называемый порочный круг.
CТРАНИЦЫ
Предыдущая1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1213
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
26
27
29
30
31
32
33
34
Cледующая
На главную страницу...