Пушкину принадлежит множество произведений, насквозь пропитанных духом православия. Среди них - драма «Борис Годунов» и упомянутое выше стихотворение «Отцы-пустынники и жёны непорочны…». Им созданы творения, обогатившие православную культуру.
Бесспорно, Пушкин - представитель передовой интеллигенции первой половины девятнадцатого века. Но это недолжно быть тем критерием, по которому следует дать определение ему, как атеисту, потому что многие декабристы были верующими, что нередко сочеталось с самыми передовыми общественно политическими воззрениями. Среди таких лиц было множество его друзей.
Пушкин посещал службы в церкви, участвовал в православных обрядах. Ему принадлежат слова: «Ум ищет божества, а сердце не находит» (то есть он настойчиво искал веры). Можно перечислять и перечислять его высказывания, поступки, случаи в его жизни и прочие «неопровержимые» доказательства, указывающие на то, что поэт был настоящим христианином, но не стоит углубляться, а лучше перейти к рассмотрению Пушкина с «атеистской» точки зрения.
Ум ищет божества, а сердце не находит...
А. С. Пушкин.
Существует много легенд, рассказывающих, что Пушкин был «афеем» (именно этим словом он заменял слово «атеист»). Рассмотрим одну из них - ту, которая говорит, опять-таки, об отношениях поэта с Филаретом.
Получив приглашение от Хитрово на встречу с Филаретом, написавшим ответ на его «Дар напрасный, дар случайный…», Пушкин отвечает довольно грубой и неуважительной запиской на французском языке. Через некоторое время поэт встретился с Е. М. Хитрово, которая передала ему рукопись «Не напрасно, не случайно…». Опишем эту встречу подробнее, так, как о ней рассказано в письме князя П. А. Вяземского А. И. Тургеневу, датированном 25 апреля 1830 года:
CТРАНИЦЫ Предыдущая1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 26 27 29 30 31 32 33 34 Cледующая На главную страницу...