На протяжении долгих десятилетий атеизм Пушкина принимался как нечто само собой разумеющееся и поэтому, как ни странно, в рассмотрении этого аспекта вопроса о религиозности поэта я столкнулся с некоторыми трудностями. Главная из них - фактическое отсутствие работ пушкинистов, доказывающих атеистичность Пушкина, или просто касающихся этого вопроса.Так в работах Бонди и Вересаева, которые были советскими исследвателями творчества поэта, считавшими, что Пушкин являлся материалистом, чуждым религии, сложно найти материалы о нём как об атеисте - в таких публикациях не было смысла, ведь все знали, что он в бога не верил. Поэтому всё, что размещено в этой работе на тему атеистичности Пушкина, является моими собственными исследованиями, в основу которых положены труды пушкинистов, считавших, что поэт является атеистом, но не рассматривавших специально этот вопрос. Главным образом, это работы В. Вересаева. Одна из них - "Пушкин в жизни" - представляет собой обозрение документов, касающихся Пушкина и его поступков (письма знакомых - И. И. Пущина, А. П. Керн, Е. М. Хитрово и прочих, автобиографии людей, принадлежавших к его кругу, тайные доносы на Пушкина в полицию). Другая - "Загадочный Пушкин" - пушкинистские статьи Вересаева.
В последнее время вышло много работ пушкиноведов, рассматривающих вопрос о религиозности поэта, настаивая на его православности. К ним относятся и И. М. андреев, и И. А. Ильин, и В. Лепахин, и Б. Башилов и многие другие. Поэтому работать в этом аспекте было намного проще и мои исследовательские функции ограничивались изложением тех достижений, которыми располагает пушкинистика в этой области. В качестве основного источника такого материала была взята книга современного крупного пушкинрвела В. С. Непомнящего "Да ведают потомки православных", представляющая сборник его лучших статей, вышедших в 90-е годы, на тему отношения поэта к православию и вообще к религии.
CТРАНИЦЫ
Предыдущая1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1213
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
26
27
29
30
31
32
33
34
Cледующая
На главную страницу...