Имеется также легенда о личных втречах Пушкина и митрополита Московского. Она основывается на тексте послания к Филарету: «Бывало… звон я прерывал… твой голос… Меня внезапно поражал. Я лил потоки слёз… Твоих речей…», - создаётся впечатление неоднократного общения поэта и главы русской церкви. Нельзя не учесть факта, что если бы личное знакомство между ними и их встречи имели место на самом деле, то такого рода события не могли бы не найти хоть какого-то отражения в дневниках Пушкина, но он нигде не писал об этом. А если вспомнить записку к Хитрово, написанную всего на две недели раньше до стихотворения, то вся эта легенда рушится. Однако откуда же тогда в стихотворении глаголы, форма которых указывает на неоднократное общение? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что как «Дар напрасный, дар случайный…» Пушкина, так и «Не напрасно, не случайно…» Филарета написаны в форме обращения, послания к Богу. Значит, и третье стихотворение должно быть обращено к Богу. Это объясняет ту форму, в которой было написано «В часы забав иль праздной скуки…»: его текст не был адресован лично Филарету, и его общение с Пушкиным не имело места.
Есть ещё одна легенда, связанная с этим стихотворением, а точнее - с его последней строфой:
Твоим огнём душа палима, Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе серафима В священном ужасе поэт.
Якобы у Пушкина был ещё и другой вариант финала, который «остался в черновике»:
Твоим огнём душа согрета, Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе Филарета В священном ужасе поэт.
Уже рифмовка четверостишья "согрета - сует - Филарета - поэт" убеждает нас в том, что оно не принадлежит Пушкину. Хотя подобный случай можно отыскать в его "Евгении Онегине":
Но день протёк, и нет ответа, Другой настал; всё нет как нет. Бледна как тень, с утра одета, Татьяна ждёт, когда ж ответ?CТРАНИЦЫ Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 26 27 29 30 31 32 33 34 Cледующая На главную страницу...