По другой, более современной, точке зрения «Анчар» - художественно-философский образ мирового зла, порождённого «природой жаждущих степей» «в день гнева». Всё, что приближается к древу яда, уничтожается тем злом, которое заложено в нём. Вихрь, набежавший «на древо смерти», «мчится прочь уже тлетворный».

      …И если туча оросит,
	Блуждая, лист его дремучий, 
	С его ветвей, уж ядовит, 
	Стекает дождь в песок горючий…

Злу жертвуются жизни, ему служат и «бедный раб», и «непобедимый владыка». Оно распространяется по Земле вместе со стрелами, напитанными ядом анчара и посланными князем «к соседям в чуждые пределы». Это стихотворение показывает всю власть, жестокость и ужас зла, которому служат люди.

Взгляд на «Анчар», как на лирическое произведение.

Отметим, что с обеих точек зрения «Анчар» - некий отвлечённый образ, чего у Пушкина никогда не было. Третье мнение по поводу смысла стихотворения отвергает обе предыдущие точки зрения именно из-за того, что для поэта не характерна такая отвлечённость. Это мнение очень хорошо изложено В. Непомнящим.

«Анчар» - это лирическое стихотворение, но его лиризм более глубокого свойства, нежели в других пушкинских произведениях. Единственное свидетельство лиризма осталось в рукописи стихотворения - это эпиграф, цитата из Кольриджа. Она гласит:

«Это - ядовитое дерево, которое, будучи пронзено до сердцевины, плачет только ядовитыми слезами».

CТРАНИЦЫ Предыдущая1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1213 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 26 27 29 30 31 32 33 34 Cледующая На главную страницу...

Хостинг от uCoz